Основное направление системы среднего профессионального обучения – это деятельность в тесном контакте с предприятиями региона, для которых мы готовим специалистов. Цель любого учебного заведения – выпуск высококвалифицированных специалистов, обученных всем профессиональным компетенциям.
В процессе обучения возникает вопрос о дальнейшем трудоустройстве выпускников, в первую очередь, в нашем регионе. В Скопинском районе функционирует немало предприятий, выпускающих хлебобулочные и кондитерские изделия в широком ассортименте. Одно из характерных особенностей – производство изделий из дрожжевого теста: с.Вослебово «Альфа» - пироги закрытые с различной начинкой, кулебяки, курники; «Колос» - пирожки печеные, пицца, ромовая баба и другие. Перечень предприятий продолжают ООО «Дарница» - с. Успенское, ООО «Павелецкий хлеб», ООО «Хлебсервис» - с.Рожествено. Выпускники нашего колледжа работают на данных предприятиях.
На учебной практике мы отрабатываем региональный компонент по приготовлению ассортимента предприятий.Это явилось фактором для организации учебной практики с включением в учебный процесс экспериментального элемента.
Второй фактор, влияющий на организацию учебного процесса в моей группе – это обеспечение комплексных обедов для студентов колледжа выпеченными изделиями из дрожжевого, песочного и сдобно пресного теста: пирожки печеные, кулебяки, сочни с творогом, расстегаи и другие. Таким образом, возникло решение о проведении опытно-экспериментальной работы, согласованной с руководителями колледжа.
Мотивация целесообразности данной работы стала очевидной для студентов и они серьезно отнеслись к нему. Процесс обучения состоял из нескольких стадий:
1) отработки профессиональных компетенций приготовления изделий при выполнении индивидуальных заданий;
2) выполнение коллективных заданий на больший объем изделий;
3) производство продукции для комплексных обедов студентов колледжа в объеме 200шт.
На первом этапе наибольшее значение имела индивидуальная работа со студентами. Проводили бракераж готовых изделий, выявляли причину возникновения дефектов. Следующий вводный инструктаж включал рассмотрение возможных дефектов и предотвращения их возникновения. На втором этапе обучающиеся работают коллективно небольшой бригадой. При проведении вводного инструктажа целесообразно дать задание: распределение между членами бригады конкретных технологических операций. Это может выглядеть в виде технологической схемы или алгоритма. В этой стадии обучения можно использовать элементы конкурса профмастерства, элементы «деловой игры», распределить «роли» - технолог, «завпроизводством», которые будут выполнять должностные обязанности, т.е. помогать мастеру следить за ходом технологического процесса.
Таким образом, студенты освоив все производственные компетенции выполняют в течении двух месяцев производство продукции для столовой колледжа.
Опытно-экспериментальная работа позволила осуществить и воспитательные цели:
- уверенности в способности качественно выполнять большой объем производственных заданий;
- навыки самоконтроля и самоанализа результатов труда;
- развитие коллективной деятельности: ответственность каждого в результате совместной работы, взаимопомощи и другие цели.
Результатами довольны обучающиеся, т.к. теперь уверенны что данную компетенцию освоили и не будут чувствовать неуверенность при устройстве на работу. Они видят с каким удовольствием потребляют выпущенную из руками продукцию. Наряду с этим, появление в меню такой продукции повысило число питающихся в столовой колледжа.
Одновременно я провела эксперимент из опыта работы М.В.Антроповой, преподавателя кафедры Белгородского государственного университета, о рассмотрении возможности гуманизации образовательного процесса, восстановления культурно-образующей и лично-развивающей функции образования, обосновывается влияние музыки на работоспособность, психологическое и эмоциональное состояние, творческую деятельность обучающихся на уроках производственного обучения
Под количественной характеристикой успешной учебной деятельности в нашем исследовании понималась некоторая условная величина, определяющаяся путем подсчета общего количества выполненных единичных операций. Качественная оценка предполагала анализ ошибок, допущенных студентами, оценивание эстетической стороны их работ. Коррелятором усилий, затраченных на выполнение заданий, явилась степень усталости. Не требует доказательств тот факт, что изменение чувства усталости и утомления приводит к увеличению или уменьшению затрат нервно-психической энергии.
Представляется очевидным, что увеличить период оптимальной работоспособности можно путем уменьшения периода врабатывания. Основной метод изучения скорости вхождения студентов в работу явилось хронометрирование. (1)
В качестве эксперимента по определению влияния музыки на начальный этап проявления работоспособности состоял из нескольких вариаций работы:
1. озвучивание ритмичной мелодии в течении первых 10 минут урока;
2. озвучивание спокойной классической музыки отечественных и зарубежных исполнителей мировой классики;
3. озвучивание ритмичной танцевальной музыки во время всего периода работы;
4. работа студентов без музыкального сопровождения.
Так, первый эксперимент показал резкое вдохновение студентов на выполнение профессиональной задачи и в последствии быструю потерю интереса к работе.
На втором этапе эксперимента было явное увеличение производственных показателей каждой новой сменой, спокойная атмосфера и психо-эмоциональное расслабление студентов.
Третий этап эксперимента показал улучшение настроения, быстрого и качественного выполнения трудной задачи, повышенного внимания, устойчивости к нагрузкам.
Четвертый этап экспериментальной работы привел к недостатку стимулов, ведению к быстрой усталости, снижения уровня наблюдения и способности рациональной мыслить, нервно-эмоциональное напряжение, ошибки в выполнении заданий.
Так, можно сделать выводы, что использование музыкального воздействия позволяет поддерживать благоприятный эмоциональный фон, что позволило студентам "нейтрализовать" неблагоприятные условия труда, преодолеть нервно-эмоциональное напряжение.
За три месяца трудовой деятельности на уроках производственного обучения отсутствовали конфликтные ситуации; отсутствовал брак изделий; повысилась ответственность за соблюдение правил санитарии и гигиены; продукция имела высокое качество и выдавалась в срок.
Список литературы
1. Журнал "Интеграция образования" Глазунова Л.И, Зубарева Л.А., Арзуманова Т.Р., 2018г
2. Шевченко О.И., Науменко Д.А. "Использование педагогических технолгий в образовательном процессе с обучающимися// Интерграция науки и практикив современных условиях: сборник материалоа. Междунар.научн.практич.конф.(19 февраля 2018г.) - Москва: изд-во "Перо".2018. - С.
3. Интернет-ресурс. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
Под редакцией Пшениснова Н.В.. Нижний Новгород, 2020
Издательство: Стимул СТ
4. Электорнный ресурс - Практическая подготовка студентов. Дата обращения
5. Электорнный ресурс - Двеннадцать решений для нового образования. Москва. 2018